Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

социального педагога МКОУ Ордынской санаторной школы Бушуевой Елены Петровны

Программа профилактики суицидального поведения "Я выбираю жизнь"

 

 

Пояснительная записка.

 «Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней».

                                                            В. Маяковский

                                                       («Сергею Есенину»)

 

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, поддержка, оказанная вовремя, помогут избежать трагических ситуаций.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке мы  опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу А.Ананьева «Не допустить самоубийства»

Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

1.     Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами ,воспитателями, в отдельных случаях с родителями.

2.     Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание первой экстренной  психологической помощи ,обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3.     Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4.     Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.

5.     Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

6.     Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

 

 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.     Диагностическая и коррекционно-развивающая работа педагога -психолога с детьми и подростками с высоким уровнем тревожности  и низкой самооценкой.

2.     Просветителькая и методическая работа со специалистами работающими с детьми и подростками с высокой степенью суицидальных намерений , с учётом «онлайн-тестирования»

3.     Профилактическая работа социального педагога, педагога-психолога и других педагогических работников с целью снижения суицидальных рисков.

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

O Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

O Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

O Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

O Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

O Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

·        Воспитанники получат возможность психологического раскрепощения, сформируются навыки и приемы, способствующие самовыражению каждого ученика;

·        Будут изучены   теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и данная информация будет использована в работе с педагогами, в отдельных случаях с родителями.

·        Будут выявлены дети, нуждающиеся в незамедлительной помощи и защите и оказании первой экстренной  психологической помощи, обеспечении безопасности ребенка, снятии стрессового состояния.

·        Будут изучены особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

·        Создастся система психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в  образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.

·        Будут привлечены различные государственные органы и общественные объединения для оказания помощи и защиты законных прав и интересов воспитанников.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с отклонениями в поведение и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:

v Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.

В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: ” Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения. В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов. Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки – это не Вы”.

Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка. Нужно научиться  переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление.

Например,  вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию (объединения дополнительного образования разного направления,  вовлечение в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.).

v ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение педагогов, воспитателей т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

- Привлечение служб района КЦСОН, КДН и ЗП, инспектора ПДН, врача-нарколога ЦРБ, специалистов ДЮСШа к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

- Проведение мероприятий, направленных на позитивное восприятие мира, например: День толерантности, Неделя добра.

- Неделя правовых знаний.

- Проведение месячника здорового образа жизни

Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании конфликта. Работа с семьей важнейшая составная часть профилактики суицида.

Профилактическая работа строится со всеми участниками образовательного процесса.

 

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Просвещение и профилактика

Учащиеся

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Выявление несовершеннолетних, в том числе с учетом результатов «онлайн-тестирования» с высоким уровнем эмоциональных зависимостей.

в течение года

соц. педагог, педагог-психолог

2

Составление базы данных  с учетом полученных результатов

сентябрь

соц. педагог, педагог-психолог

3

Проведение индивидуальных профилактических бесед, направленных на выявление причин суицидального поведения.

в течение года

соц. педагог

4

Организация  и проведение внеурочных мероприятий (спортивные секции, кружки, военно-патриотический клуб, месячник ЗОЖ, правовая неделя, неделя добра, День толерантности и т.д.) согласно плану старшего воспитателя

в течение года

старший воспитатель,  старший вожатый

5

Проведение индивидуальных и групповых занятий с элементами тренинга с учащимися прошедшими «онлайн-тестирование, направленных на снижение уровня тревожности

в течение года

педагог-психолог

6

Классные часы:

«В поисках хорошего настроения» (1 кл)

«Территория моей радости» (2 кл)

«Цвет моего настроения» (3 кл,)

«Остров» (4 кл)

«Толерантность» (8-9 классы)

«Способы решения конфликтов» (7 кл.)

«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8 кл.)

«Грани моего Я» (9 кл,)

«Как сказать Нет!» () (8 кл.)

«Не тони! Подай знак жизни!. (9 кл)

«Общероссийский телефон доверия 8800200122»

 

октябрь

ноябрь

ноябрь

 

январь

сентябрь

февраль

декабрь

 

октябрь

 

по плану

 

 

 

соц. педагог

кл. руководители, педагог-психолог

 

7

Правовые классные часы:

Что ты должен знать об УК РФ (6 – 8 кл.)

Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 – 9 кл.)

Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы)

 

сентябрь,

октябрь

 

ноябрь

 

Инспектор ПДН

соц. педагог, старший воспитатель

8

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся при подготовке учащихся к ОГЭ с учётом характерологических особенностей учащихся

март - апрель

педагог-психолог

9

Игра для учащихся 5–6 х классов «Остров» (интеграция «отверженных)

октябрь

педагог-психолог

10

Игра-тренинг  «В чём смысл жизни?» (9кл)

февраль

кл. руководитель, педагог-психолог

11

Гр. занятие по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор»

в течение года

кл. руководители, педагог-психолог, учителя физической культуры

12

Дискуссия с подростками «Успех в жизни»

декабрь

соц. педагог,

13

Круглый стол с приглашением врача нарколога «Я выбираю здоровый образ жизни!»

по плану

соц. педагог, старший воспитатель

Педагоги

1

Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха»

октябрь

соц. педагог

2

Семинар «Что такое суицид. Признаки суицидального поведения»

ноябрь

соц. педагог, педагог-психолог

3

Семинар кл. руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников»

декабрь

педагог-психолог

4

Практический мини-семинар для педагогов и воспитателей «Психологический климат в классе»

февраль

соц. педагог, педагог-психолог

5

Размещение рекомендательного  материала для педагогов и воспитателей  на информационном стенде

март

педагог-психолог

Диагностика

Учащиеся

1

Социометрия.

по  плану

кл. руководитель, педагог-психолог

2

Исследование уровня адаптации1,5 классов

по плану

педагог-психолог

3

Исследование уровня тревожности

по плану

кл. руководители, педагог-психолог

4

Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины)

по запросу

педагог-психолог

5

Беседа «Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации» с применением игротренинга

по запросу

соц. педагог

6

Беседа «Склонность к отклоняющемуся поведению»

дети группы риска

соц. педагог

Педагоги и воспитатели

1

Опросник «Эмоциональное выгорание»

по плану два раза в год

педагог-психолог

 

Коррекция

1

Практическое занятие с элементами тренинга «Ты и я – такие разные» - для подростков 5-7 класс 

октябрь

педагог-психолог

2

Практическое занятие с элементами тренинга «Барьеры непонимания» 8-9 класс

ноябрь

соц. педагог, педагог-психолог

3

Практическое занятие по повышению самооценки «Моя любимая игрушка»

 (1-4кл)

декабрь

педагог-психолог

4

Групповое практическое занятие « Счастье- это…»

февраль

соц. педагог, педагог-психолог

5

Тренинг «Манипуляция: игры, в которые играют все» (для старшеклассников, 5, 6, 7)

март

педагог-психолог, воспитатели

 

 

 

Литература

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
  2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
  3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
  4. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
  5. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
  6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
  7. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
  8. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
  9. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
  10. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
  11. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
  12. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
  13. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
  14. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
  15. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
  16. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
  17. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
  18. Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
  19. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
  20. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.
  21. Электронный вариант журнала «Школьный психолог» (ШП) http://psy.1september.ru/index.php?year=2005&num=02
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"