Пояснительная записка.
«Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней».
В. Маяковский
(«Сергею Есенину»)
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, поддержка, оказанная вовремя, помогут избежать трагических ситуаций.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке мы опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу А.Ананьева «Не допустить самоубийства»
Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами ,воспитателями, в отдельных случаях с родителями.
2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание первой экстренной психологической помощи ,обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
6. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа педагога -психолога с детьми и подростками с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой.
2. Просветителькая и методическая работа со специалистами работающими с детьми и подростками с высокой степенью суицидальных намерений , с учётом «онлайн-тестирования»
3. Профилактическая работа социального педагога, педагога-психолога и других педагогических работников с целью снижения суицидальных рисков.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
O Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
O Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
O Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
O Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
O Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
· Воспитанники получат возможность психологического раскрепощения, сформируются навыки и приемы, способствующие самовыражению каждого ученика;
· Будут изучены теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и данная информация будет использована в работе с педагогами, в отдельных случаях с родителями.
· Будут выявлены дети, нуждающиеся в незамедлительной помощи и защите и оказании первой экстренной психологической помощи, обеспечении безопасности ребенка, снятии стрессового состояния.
· Будут изучены особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
· Создастся система психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
· Будут привлечены различные государственные органы и общественные объединения для оказания помощи и защиты законных прав и интересов воспитанников.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с отклонениями в поведение и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:
v Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.
В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: ” Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения. В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов. Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки – это не Вы”.
Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка. Нужно научиться переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление.
Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию (объединения дополнительного образования разного направления, вовлечение в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.).
v ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.
- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение педагогов, воспитателей т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
- Привлечение служб района КЦСОН, КДН и ЗП, инспектора ПДН, врача-нарколога ЦРБ, специалистов ДЮСШа к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
- Проведение мероприятий, направленных на позитивное восприятие мира, например: День толерантности, Неделя добра.
- Неделя правовых знаний.
- Проведение месячника здорового образа жизни
Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании конфликта. Работа с семьей важнейшая составная часть профилактики суицида.
Профилактическая работа строится со всеми участниками образовательного процесса.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Просвещение и профилактика |
Учащиеся |
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Выявление несовершеннолетних, в том числе с учетом результатов «онлайн-тестирования» с высоким уровнем эмоциональных зависимостей. |
в течение года |
соц. педагог, педагог-психолог |
2 |
Составление базы данных с учетом полученных результатов |
сентябрь |
соц. педагог, педагог-психолог |
3 |
Проведение индивидуальных профилактических бесед, направленных на выявление причин суицидального поведения. |
в течение года |
соц. педагог |
4 |
Организация и проведение внеурочных мероприятий (спортивные секции, кружки, военно-патриотический клуб, месячник ЗОЖ, правовая неделя, неделя добра, День толерантности и т.д.) согласно плану старшего воспитателя |
в течение года |
старший воспитатель, старший вожатый |
5 |
Проведение индивидуальных и групповых занятий с элементами тренинга с учащимися прошедшими «онлайн-тестирование, направленных на снижение уровня тревожности |
в течение года |
педагог-психолог |
6 |
Классные часы:
«В поисках хорошего настроения» (1 кл)
«Территория моей радости» (2 кл)
«Цвет моего настроения» (3 кл,)
«Остров» (4 кл)
«Толерантность» (8-9 классы)
«Способы решения конфликтов» (7 кл.)
«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8 кл.)
«Грани моего Я» (9 кл,)
«Как сказать Нет!» () (8 кл.)
«Не тони! Подай знак жизни!. (9 кл)
«Общероссийский телефон доверия 8800200122» |
октябрь
ноябрь
ноябрь
январь
сентябрь
февраль
декабрь
октябрь
по плану
|
соц. педагог
кл. руководители, педагог-психолог
|
7 |
Правовые классные часы:
Что ты должен знать об УК РФ (6 – 8 кл.)
Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 – 9 кл.)
Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы) |
сентябрь,
октябрь
ноябрь |
Инспектор ПДН
соц. педагог, старший воспитатель |
8 |
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся при подготовке учащихся к ОГЭ с учётом характерологических особенностей учащихся |
март - апрель |
педагог-психолог |
9 |
Игра для учащихся 5–6 х классов «Остров» (интеграция «отверженных) |
октябрь |
педагог-психолог |
10 |
Игра-тренинг «В чём смысл жизни?» (9кл) |
февраль |
кл. руководитель, педагог-психолог |
11 |
Гр. занятие по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор» |
в течение года |
кл. руководители, педагог-психолог, учителя физической культуры |
12 |
Дискуссия с подростками «Успех в жизни» |
декабрь |
соц. педагог, |
13 |
Круглый стол с приглашением врача нарколога «Я выбираю здоровый образ жизни!» |
по плану |
соц. педагог, старший воспитатель |
Педагоги |
1 |
Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха» |
октябрь |
соц. педагог |
2 |
Семинар «Что такое суицид. Признаки суицидального поведения» |
ноябрь |
соц. педагог, педагог-психолог |
3 |
Семинар кл. руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» |
декабрь |
педагог-психолог |
4 |
Практический мини-семинар для педагогов и воспитателей «Психологический климат в классе» |
февраль |
соц. педагог, педагог-психолог |
5 |
Размещение рекомендательного материала для педагогов и воспитателей на информационном стенде |
март |
педагог-психолог |
Диагностика |
Учащиеся |
1 |
Социометрия. |
по плану |
кл. руководитель, педагог-психолог |
2 |
Исследование уровня адаптации1,5 классов |
по плану |
педагог-психолог |
3 |
Исследование уровня тревожности |
по плану |
кл. руководители, педагог-психолог |
4 |
Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины) |
по запросу |
педагог-психолог |
5 |
Беседа «Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации» с применением игротренинга |
по запросу |
соц. педагог |
6 |
Беседа «Склонность к отклоняющемуся поведению» |
дети группы риска |
соц. педагог |
Педагоги и воспитатели |
1 |
Опросник «Эмоциональное выгорание» |
по плану два раза в год |
педагог-психолог
|
Коррекция |
1 |
Практическое занятие с элементами тренинга «Ты и я – такие разные» - для подростков 5-7 класс |
октябрь |
педагог-психолог |
2 |
Практическое занятие с элементами тренинга «Барьеры непонимания» 8-9 класс |
ноябрь |
соц. педагог, педагог-психолог |
3 |
Практическое занятие по повышению самооценки «Моя любимая игрушка»
(1-4кл) |
декабрь |
педагог-психолог |
4 |
Групповое практическое занятие « Счастье- это…» |
февраль |
соц. педагог, педагог-психолог |
5 |
Тренинг «Манипуляция: игры, в которые играют все» (для старшеклассников, 5, 6, 7) |
март |
педагог-психолог, воспитатели |
Литература
- Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
- Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
- Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
- Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
- Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
- Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
- Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
- Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
- Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
- Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
- Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
- Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
- Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
- Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
- Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
- Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
- Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
- Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
- Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
- Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.
- Электронный вариант журнала «Школьный психолог» (ШП) http://psy.1september.ru/index.php?year=2005&num=02